Посольство Российской Федерации в Республике Панама
/

О положении детей, эвакуированных из новых российских регионов и Украины

После признания нашей страной независимости ДНР и ЛНР, в условиях безответственной и агрессивной политики украинских властей, не предполагавшей разрешения конфликта на Донбассе иначе, как силовым путём, главами ДНР и ЛНР было принято решение об эвакуации гражданских лиц из республик на территорию Российской Федерации.

Большая часть эвакуированных детей прибыла в Российскую Федерацию в составе семей, в сопровождении своих родителей, опекунов и попечителей. Они были устроены в пунктах временного размещения, нашли приют у родственников, либо, при наличии возможности, арендовали жильё.

В числе эвакуированных также находились воспитанники республиканских интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (всего около 2 тысяч человек), законными представителями которых являлись директора либо сотрудники названных учреждений.

В этой связи вызывают недоумение многочисленные спекуляции на тему прибытия в нашу страну огромного числа несопровождаемых детей, поскольку обычно под термином «несопровождаемые дети» подразумеваются несовершеннолетние, которые были разлучены с обоими родителями и родственниками и которые находятся без присмотра взрослых, обязанных по традиции или по закону осуществлять указанный присмотр.

В отношении эвакуированных воспитанников республиканских интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учётом принципа обеспечения наилучших интересов ребёнка Президентом Российской Федерации было дано поручение о незамедлительном снятии правовых барьеров для устройства таких детей на семейные формы воспитания ‑ преимущественно под предварительную опеку либо попечительство российских граждан.

Данная позиция высшего руководства Российской Федерации в очередной раз не только подчеркнула приоритетное внимание Российской Федерации к вопросам защиты детства, но и продемонстрировала приверженность к совершенствованию механизмов такой защиты.

Необходимо особо отметить, что из всех возможных форм устройства детей из ДНР и ЛНР усыновление российскими гражданами никогда не рассматривалось в качестве приоритетной формы их устройства и на практике, по данным Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А.Львовой-Беловой, не осуществлялось.

Передача детей под предварительную опеку была определена как предпочтительная форма устройства с учетом потенциального воссоединения несовершеннолетних с их кровными родственниками, если таковые обнаружатся. В случае если родители или законные представители изъявляют желание забрать несовершеннолетних детей, вопрос рассматривается незамедлительно.

Таким образом, звучащие в адрес Российской Федерации обвинения в «аннексии» детей лишены оснований и являются лишь домыслами, демонстрирующими недостаточную информированность представителей западного истеблишмента и средств массовой информации.

Представляется, что подход к жизнеустройству эвакуированных детей, избранный Российской Федерацией, также согласовывается с нормами Конвенции о правах ребенка, которая признает, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Среди воспитанников республиканских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были дети, имеющие гражданство Украины. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что дети из числа украинских граждан постоянно проживали на территории ДНР и ЛНР и находились в учреждениях республики не менее трех лет, отдельные дети – пять лет и более. По имеющейся информации, ранее украинские власти не были озабочены судьбой этих детей, их жизнью, здоровьем и гармоничным развитием, и стали указывать на возможное нарушение Российской Федерацией различных международных норм только после того, как был поставлен вопрос о возможном жизнеустройстве несовершеннолетних в России.

На настоящее время в семьи российских граждан под опеку передано 380 детей (288 и 92 ребенка из ДНР и ЛНР соответственно).

Кроме того, необходимо отметить, что ряд детей из числа воспитанников республиканских интернатных учреждений Донецкой Народной Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находившихся в пунктах временного размещения Ростовской и Курской областей, по согласованию с уполномоченными органами Республики были перемещены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание вхождение ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации на основании волеизъявления жителей в ходе проведённых референдумов и издания соответствующих Федеральных конституционных законов, с 30 сентября 2022 года лица, постоянно проживавшие на этот день на территории названных субъектов или ранее постоянно проживавшие на указанных территориях и выехавшие в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации.

В этой связи, необходимо упомянуть о детях из Херсонской и Запорожской областей, прибывших на территорию Республики Крым на отдых и оздоровление и, по сообщениям в западной прессе, находящихся в «лагерях» в жутких условиях.

Согласно информации, поступившей из Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, в период с 7 по 10 октября 2022 года на отдых и оздоровление в детские оздоровительные лагеря Республики прибыли 2360 детей из Херсонской и Запорожской областей, а также 207 сопровождающих лиц. Большая часть детей к настоящему времени передана родителям или иным законным представителям, однако ввиду усложнившейся ситуации на линии соприкосновения более 100 детей продолжают оставаться в оздоровительном лагере, а также социальных учреждениях Республики Крым.

В настоящее время властями определены основные направления работы в части установления местонахождения родителей, поиска соответствующих международных организаций.

По состоянию на 27 февраля 2023 года из опасных районов Украины и новых регионов на территорию Российской Федерации с начала СВО эвакуированы 4 568 032 человека, из которых 689 842 ребёнка.

Сегодня по всей стране действуют 900 пунктов временного размещения граждан, в готовности к приему беженцев дополнительно содержатся более 9,5 тыс. пунктов, и с каждой семьей проводится индивидуальная работа, оперативно оказывается помощь в решении насущных вопросов, связанных с обеспечением детей местами в детских садах и учебных заведениях, а также предоставлением медицинских услуг, социальных выплат и пособий.

С учётом вышесказанного можно констатировать, что жизнеустройство детей из новых регионов и Украины, вынужденных спасаться бегством от агрессивных действий киевского режима, проводилось и проводится по их просьбе и с их согласия, в их интересах и с учётом их особых потребностей, в полном соответствии с требованиями норм международного и российского права.