О последствиях антироссийских санкций
для мировой экономики
Мировая экономика продолжает нести ощутимые потери вследствие тотального сворачивания США и их союзниками торгово-экономических и инвестиционных связей с Россией и принуждения к этому других государств. Ключевые международные аналитические структуры (в т.ч. МВФ, Всемирный банк, ряд профильных учреждений системы ООН) из конъюнктурных соображений стараются не акцентировать на этом внимание. Упор делается на таких сдерживающих экономический рост факторах, как хронически высокие темпы инфляции, ужесточение кредитно-денежной политики, всевозрастающий уровень задолженности, «война на Украине», изменение климата, новая волна COVID-19 в Китае.
Тем не менее, негативное влияние антироссийских рестрикций на развитие глобальной хозяйственной системы признается подавляющим большинством экспертов. Так, по мнению МВФ, санкции привели к «дезинтеграции» мировой экономики, ее разделению на отдельные «блоки». В дальнейшем фрагментация будет только усиливаться и сопровождаться новыми ограничениями на трансграничное движение капитала, трудовых ресурсов и международных платежей. Текущие тенденции, в числе прочего, уже создают препятствия многостороннему сотрудничеству в деле обеспечения глобальных общественных благ, подрывают коллективные усилия по реализации задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Если отталкиваться от оценок МВФ, то наибольшее негативное влияние санкции оказывают на их инициаторов. Так, темп роста ВВП развитых стран в 2022 г. замедлился практически вдвое относительно предыдущего года и составил 2,7%, а в 2023 г. не превысит 1,2% (для сравнения: прирост экономики в развивающихся странах в 2022 г. - 3,9%, прогноз на 2023 г. - 4%).
В целом, по оценкам российского Центра стратегических разработок, иностранный бизнес из-за санкций потерял около 240 млрд долл.
Фактическая «заморозка» значительной части золотовалютных резервов (ЗВР) России подтолкнула многие страны к переоценке своих стратегий в этой области. В частности, страны, стремящиеся проводить не зависимую от Запада политику, активно возвращаются к тому, чтобы хранить свои сбережения в золотых слитках: по данным МВФ, 2022 год стал рекордным по объему приобретения золота с 1967 года (за год центральные банки мира приобрели 1136 т золота.).
По инициативе президентов Аргентины и Бразилии началась проработка создания валютного союза двух стран, а в перспективе – всего блока МЕРКОСУР. Активизировалось обсуждение международной резервной валюты на основе национальных валют стран БРИКС.
В международных расчетах увеличивается доля альтернативных доллару и евро валют. Особенно заметным стало ослабление позиций расчетной единицы ЕС и её удельного веса в системе «SWIFT» (с февраля с.г. сократился с 38% до 34%). Предметные усилия по переходу на торговлю в нацвалютах также активизировали Турция, Индия, Индонезия, ОАЭ и ряд других стран.
В зоне неопределенности находится энергетический рынок. Рост волатильности и резкое повышение цен на углеводороды начались задолго до СВО. К такой ситуации привела недальновидная макроэкономическая и энергетическая политика западных стран. После падения цен на нефть до исторического минимума в апреле 2020 г. к декабрю 2021 г. они выросли с 25 до 78 долл. США за баррель. Цены на газ в течение 2021 г. взлетели с 200 до 1950 долл. США за куб. м. Эти скачки происходили на фоне сокращения в период 2017-2021 гг. инвестиций в нефтегазовый сектор с 886 млрд до 794 млрд долл. США. За этот же период объем инвестиций в ВИЭ, значительная часть которых включала элементы субсидирования либо высокие закупочные цены на электроэнергию, увеличился с 326 млрд долл. США до 446 млрд долл. США.
После начала СВО в феврале 2022 г. российский ТЭК оказался одной из основных мишеней санкционной политики Запада. В частности, запреты распространились на поставки оборудования, оказание сервисных услуг. Под прямым давлением западных правительств ряд энергетических компаний объявили о прекращении своей деятельности в России.
3 июня 2022 г. Евросоюз принял решение о введении запрета на импорт российской нефти, поставляемой морским путем (вступил в силу 5 декабря 2022 г. для сырой нефти, а с 5 февраля 2023 г. – для нефтепродуктов).
Вопреки традиционной риторике о приверженности рыночным механизмам Запад с подачи Вашингтона пошел на создание «картеля покупателей» путем установления т.н. «потолка цен» на сырую нефть и нефтепродукты. Фактически этот механизм нацелен на вовлечение в антироссийскую кампанию третьих стран, заинтересованных в стабильных поставках энергоресурсов из России.
Складывающаяся ситуация провоцирует дефицит дизеля и рост цен на продукты нефтепереработки в Евросоюзе. Государства ЕС, так или иначе, вынуждены приобретать российское топливо у иностранных перекупщиков по завышенным тарифам.
Европейцы из-за необходимости заместить поставки газа из России, фактически взяли курс на переориентацию глобальных цепочек поставок СПГ, нанося прямой и косвенный ущерб странам-импортерам энергоресурсов в Азии и в развивающихся странах.
По оценкам издания «Блумберг», потребление СПГ в ЕС к 2026 г. увеличится почти на 60% по сравнению с 2021 г. и составит 120,3 млн т/год. Причем этот рост будет во многом обеспечен за счет поставок на развивающиеся рынки. Так, прогноз по поставкам СПГ в Индию на 2025 г. снижен на 6,4 млн т/год, до 24,4 млн т/год, в Пакистан - на 6,7 млн т/год, до 10,8 млн т/год.
Иными словами, США, раскручивая санкционную спираль в отношении России, фактически занимаются откровенным грабежом своих европейских союзников, а те, в свою очередь, опираясь на концепции «зеленого» развития, стремятся к тому, чтобы переложить основное бремя на развивающиеся экономики.
Климатические катаклизмы, пандемия и массированные антироссийские односторонние рестрикции усугубили разбалансировку глобальных рынков, прежде всего аграрной продукции. Стоимость удобрений с 2020 г. выросла втрое (с 2018 по 2021 г. – на 80%) из-за волатильности цен на природный газ (до 80% затрат при производстве удобрений) и ограничительных мер против России. Обостряется и проблема голода. По прогнозам ВТО и ФАО, к 2030 г. нехватку продовольствия в мире будут испытывать порядка 670 млн. чел.
При этом Запад, огульно обвиняя Россию в продовольственном кризисе, замалчивает тот факт, что главными бенефициарами роста цен на продукты питания и дестабилизации их поставок являются крупнейшие западные агрокорпорации. Речь идет о т.н. «большой четверке» (американские Archer Daniels Midland, Bunge и Cargill, а также нидерландская Louis Dreyfus), на долю которых приходится от 75% до 90% глобального торгового оборота товаров АПК.
Все больше аналитиков отмечают, что расчеты США и их сателлитов на крах экономики нашей страны не оправдались. Правительство России приняло необходимые меры по нейтрализации последствий западных санкций. Стабилен курс национальной валюты, устойчиво функционирует внутренняя банковская и финансовая система. Инфляция в январе с.г. составила 11,8%, при этом ожидается ее дальнейшее снижение до 5-7%. Уровень безработицы находится на историческом минимуме. Внешний долг России по состоянию на начало текущего года составил 381,8 млрд долл., снизившись за 2022 г. на 100 млрд долл. или на 20,8%. Внешний государственный долг за это же время снизился на 2 млрд долл. и составил 57 млрд долл. Набирает обороты программа импортозамещения, в том числе в высокотехнологичных отраслях. Компании из дружественных стран успешно продолжают замещать товары западных фирм на отечественном рынке. По оценкам ФТС России, по итогам 2023 г. ожидается рекордный профицит внешней торговли и дальнейшая переориентация России на торговлю со странами Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.